АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ У МИКРООРГАНИЗМОВ

Борисевич Т.А. Пустовалова И.Н. Козлова Т.О.

УЗ «Минский клинический консультативно-диагностический центр»

По данным Всемирной организации здравоохранения резистентность микроорганизмов к антибиотикам на сегодняшний день отмечается во всех странах мира, независимо от уровня их благосостояния и экономического развития. Инфекции, вызванные устойчивыми бактериями, являются серьезной проблемой для лечебно-профилактических учреждений, поскольку они вызывают опасные, угрожающие жизни септические состояния, пневмонии, раневые инфекции и др. Такие инфекции характеризуются более тяжелым течением, чаще требуют госпитализации больного, увеличивают продолжительность пребывание его в стационаре. Как следствие – увеличение затрат на лечение, ухудшение прогноза для здоровья и жизни пациентов.

Основными причинами тотального распространения антибиотикорезистентности микроорганизмов стали разработка новых групп и модификаций антибиотиков, их чрезмерное и нерациональное применение, безрецептурная продажа, частое использование в сельском хозяйстве и ветеринарии.

Резистентность микроорганизмов к антимикробным препаратам может быть природной и приобретенной. О природной резистентности говорят при отсутствии у микроорганизма мишени для действия антибиотика, либо если эта мишень недоступна. При наличии у бактерий природной устойчивости антибиотики клинически неэффективны. Приобретенная устойчивость развивается либо вследствие мутаций, либо при передаче генов, кодирующих резистентность, от резистентных бактерий чувствительным микроорганизмам.

Формирование устойчивости бактерий к антибиотикам имеет несколько механизмов. В основном они сводятся к следующему:

во-первых, в любой совокупности микроорганизмов, существующих на каком-то определенном участке субстрата, встречаются естественно устойчивые к антибиотикам варианты (примерно одна единица на миллион). При воздействии на популяцию противобактериальными препаратами основная масса клеток гибнет (бактерицидное действие) или прекращает развитие (бактериостатическое действие). В то же время устойчивые к антибиотику единичные клетки продолжают размножаться, давая начало новой устойчивой популяции;

во-вторых, у чувствительных к антибиотику микроорганизмов можно наблюдать, с одной стороны, замену одних звеньев обмена веществ, естественный ход которых нарушается антибиотиком, на другие звенья, не подверженные действию препарата, с другой - микроорганизмы могут начать усиленно вырабатывать вещества, разрушающие молекулу антибиотика, тем самым нейтрализуя его действие. Например, ряд штаммов стафилококков образует фермент пенициллиназу, разрушающий пенициллин (энзиматическая инактивация антибиотиков).

Микроорганизмы, обладающие устойчивостью к одному антибиотику, одновременно (в большинстве случаев) проявляют устойчивость и к другим сходным с первым по механизму действия (явление перекрестной устойчивости). Например, микроорганизмы, проявляющие устойчивость к тетрациклину, одновременно приобретают устойчивость к хлортетрациклину и окситетрациклину.

Кроме того, существуют штаммы микроорганизмов, которые содержат в своих клетках так называемые R-факторы, или факторы резистентности. Распространение R-факторов среди болезнетворных бактерий по сравнению с другими видами микробной устойчивости в наибольшей степени снижает эффективность лечения многими антибиотиками, т.к. обуславливает устойчивость одновременно к нескольким антибактериальным веществам.

Для успешного лечения антибиотиками перед их назначением целесообразно определять антибиотикочувствительность клинически значимых микроорганизмов.

Специалистами бактериологической лаборатории УЗ «Минский клинический консультативно-диагностический центр» в течение 2020 года проанализированы результаты антибиотикочувствительности выделенных клинически значимых штаммов микроорганизмов. Исследования проводились диско-диффузионным методом на среде Мюллера-Хинтон и с использованием микробиологического анализатора VITEK 2 Compact. В ходе анализа получены следующие результаты:

  • штаммы Staphylococcus aureus в 94,5% случаев проявили чувствительность к оксациллину, следовательно, с такой же частотой чувствительны к цефалоспоринам I-IV поколений и карбапенемам. К моксифлоксацину, ванкомицину, линезолиду, фосфомицину и ко-тримоксазолу чувствительность Staphylococcus aureus составила 100%, к ципрофлоксацину – 88, 2%, рифампицину – 85,3%, тейкопланину – 79,4%, гентамицину – 70,5%;

  • частота чувствительности выделенных штаммов Pseudomonas aeruginosa составила к цефтазидиму 92,3%, цефепиму – 81%, меропенему – 73%, имипенему - 69%. На долю тикарциллин-тазобактама пришлось 64%, ципрофлоксацина и амикацина – по 55% чувствительных штаммов;

  • штаммы Klebsiella spp. в 100% случаев оказались чувствительными к меропенему, имипенему и цефепиму, в 98% - чувствительны к цефтриаксону и цефтазидиму, в 96% - чувствительны к гентамицину и тобрамицину, одновременно в 98% проявляя устойчивость к ампициллину;

  • штамы Streptococcus pneumoniae проявили чувствительность в 98.8% в отношении цефепима, левофлоксацина и ленизолида. В 74% случаев чувствительны к эритромицину и триметоприм-сульфаметоксазолу;

Резистентность к антибиотикам - ожидаемое и естественное явление, которое можно контролировать. Основными путями преодоления устойчивости являются: применение для лечения не одного, а одновременно нескольких антибиотиков с различными механизмами действия (в этих случаях подавляются разные процессы обмена веществ микробной клетки, что ведет к быстрой ее гибели и в значительной степени затрудняет развитие устойчивости); внедрение в практику новых антибиотиков; подавление действия ферментов, разрушающих антибиотики. Для рациональной антибиотикотерапии необходимо соблюдать следующие условия:

  • спектр действия используемого антибактериального препарата должен соответствовать вероятному возбудителю или возбудителям (при ассоциациях);

  • используемый антибиотик должен преодолевать имеющиеся у патогена механизмы приобретенной резистентности;

  • избранный режим дозирования должен создавать в очаге инфекции такой уровень концентрации антибактериального препарата, который способствует быстрой гибели микроорганизмов.