Нейроофтальмологические проявления постковидного синдрома

COVID-19 оказал негативное влияние не только на бронхолегочную систему, но и на орган зрения. Среди первых зарегистрированных проявлений коронавирусной инфекции со стороны глаз был конъюнктивит, который проявлялся покраснением, слезотечением, слизистым отделяемым из глаз. Это воспалительное заболевание проходит в большинстве случаев без последствий. В связи с переходом на удаленный характер работы увеличилось количество времени, проводимого за компьютером. Из-за редкого моргания при работе с гаджетами нарушается структура прекорнеальной слезной пленки, что вызывает развитие или прогрессирование болезни сухого глаза. Это ощутимо снижает качество жизни пациентов.
Позднее рецепторы, восприимчивые к вирусу, были обнаружены не только на поверхности глаза, но и в тканях внутри него, в частности, в сосудистой оболочке, вирусное поражение которой опасно для глаз образованием спаек между роговицей и хрусталиком, что приводит к выраженному снижению остроты зрения.
Несмотря на то, что прямая вирусная инвазия все же является редким проявлением COVID-19, описаны разнообразные нейроофтальмологические проявления проявления инфекции. Так, можно выделить 3 основные категории: последствия провоспалительного синдрома с гиперкоагуляцией и цитокиновым штормом, поствирусный воспалительный синдром, системные нарушения с гипоксией и гипертензией.
Системный воспалительный ответ и активация системы свертывания крови приводит к гиперкоагуляции (склонности к тромбозу из-за нарушения свертываемости крови). Это может вызвать закупорку кровеносных сосудов сетчатки. Описаны случаи окклюзии центральной артерии или вены сетчатки. Известны также случаи закупорки сосудов, питающих зрительный нерв (ишемическая оптическая нейропатия). Данные состояния могут приводить к значительному снижению остроты зрения, изменению полей зрения. Из-за того, что гиперкоагуляционный синдром, характерный для COVID-19, связан с тромбозом венозных синусов головного мозга, в ряде случаев он приводит к повышению внутричерепного давления и, как следствие, параличу VI пары черепно-мозговых нервов и отеку диска зрительного нерва.
Таким образом, вирус может вызывать поражение как зрительного нерва, так и черепно-мозговых нервов, а также нистагм и дефекты полей зрения. Эти состояния являются следствием гипоксии, гипоксемии, гипертензии.
Неврит зрительного нерва может быть как односторонним, так и двусторонним с наличием периферических кровоизлияний в сетчатку, требующих системного лечения глюкокортикостероидами. Характерны также невриты на фоне инфекционных воспалительных процессов, например, острого рассеянного энцефаломиелита. При тяжелом течении COVID-19 описан нистагм на фоне энцефалопатии, что сопровождалось изменениями на МРТ и в люмбальной пункции. Это соответствовало постинфекционному воспалению мозговых оболочек – энцефалиту.
Диплопия (двоение) и птоз (опущение век) могут сохранятся и после выздоровления. В большинстве случаев глазодвигательные расстройства в виде офтальмоплегии (паралича мышц глаза) связаны с парестезией и гипорефлексией (синдром Миллера-Фишера – редкий вариант воспалительной (аутоиммунной) демиелинизирующей полирадикулопатии). У некоторых пациентов с жалобами на общую утомляемость при проведении электронейромиографии и исследования крови на антитела к ацетилхолиновым рецепторам была диагностирована миастения. Поэтому COVID-19 можно считать в ряде случаев триггером аутоиммунных заболеваний.
Одно из самых разрушительных последствий COVID-19 для молодых пациентов – это инсульт. У таких пациентов чаще всего поражаются затылочные доли головного мозга. Иногда у них развивается такая форма зрительной галлюцинации, как синдром “визуального снега”. У ряда пациентов наблюдается транзиторная потеря зрения вследствие синдрома PRES (обратимого церебрального синдрома вазоконстрикции).
Любое хроническое заболевание (сахарный диабет, артериальная гипертензия) обостряются на фоне перенесенной коронавирусной инфекции. Из-за воздействия инфекционного агента на мелкие сосуды сетчатки и нарушения питания ее слоев снижается острота зрения как на дальнем, так и на близком расстоянии. Это часто служит поводом для обращения пациента к офтальмологу после перенесенной коронавирусной инфекции. Существует мнение, что коронавирусная инфекция приводит к обострению существующей или проявлению дремлющей офтальмопатологии.
Механизмы, лежащие в основе вышеперечисленных нарушений, еще до конца не изучены. Однако независимо от того, что является причиной, необходимо иметь настороженность в отношении состояния глаз как в ближайшем, так и в отдаленном периоде после перенесенной инфекции.

Захарова Елизавета Валерьевна,
врач-нейроофтальмолог УЗ МККДЦ